kaptbl

Categories:

Карты СЗФО, часть 8: финны, ижора

В финно-пермской подветви есть северная (под)подветвь, а в ней прибалтийско-финская подгруппа. А там четыре народа: финны, карелы, ижора и вепсы. Вторые и четвёртые уже разобраны. Первые и третьи по счастливой случайности на уровне сельских поселений не пересекаются, поэтому я решил уместить их на одной карте. К тому же, карта только ижоры выглядела бы максимально странно:

Приблизил, т.к. всё основное повествование будет идти о Карелии и Ленинградской области
Приблизил, т.к. всё основное повествование будет идти о Карелии и Ленинградской области

Начнём с ижоры. Собственно там где она осталась, там примерно она и была, лишь пара отдельных деревень выходили дальше на восток и внушительная часть южнее. Основная масса же жила на полуострове Сойкино.

Здесь же видны и водские деревни, судьба которых стала ещё печальнее
Здесь же видны и водские деревни, судьба которых стала ещё печальнее

Если про карелов я указывал, что у них проблема куда хуже, чем у коми, то в таком же масштабе проблема ижорцев тяжелее, чем у карел. Это можно увидеть хотя бы по динамике:

Динамика численности ижоры в России
Динамика численности ижоры в России

Как так получилось? Ну, стоит отметить, что ижора среди северных финских народов хоть и была подвержена наибольшему влиянию (давно обращённые в православие, с русскими именами и фамилиями), до 20 века это было сравнительно изолированное население — русский знали плохо, но и с финнами контактировали по минимуму. Свои коррективы внёс Советский Союз. С этого момента ижора начали быстро интегрироваться в русское пространство. Поспособствовало этому и то, что их язык долгое время оставался бесписьменным (письменность была разработана в 30-ых) годах. В итоге уже к 1939 году произошла частичная ассимиляция. В последствии пришла война, территория ижорских деревень была оккупирована, а население — вывезено на принудительные работы. 

Ижорские женщины, село Вистино
Ижорские женщины, село Вистино

Не все из них вернулись домой, но те кто вернулись, были распределены в другие западные области РСФСР. Фактического запрета на возвращение не было, однако вернулись обратно далеко не все — чуть более тысячи человек. Вернулись они в те же деревни, в которых помимо них жили уже и русские, которые укрепили процесс ассимиляции и ввиду малочисленности народа, сделали этот процесс необратимым — невозвращенцы ассимилировались очень быстро, вернувшиеся — постепенно и до сих пор. К тому же, то население и власти создали максимально негативную ситуацию к ижорскому языку, что поставило их даже без мнимых предпосылок на уровень поволжских немцев, которые старались максимально скрыть своё происхождение, выучить детей русскому языку как первому и использовать при них только его.

Национальный флаг ижоры
Национальный флаг ижоры

В итоге мы имеем ситуацию, при которой народ находится на грани исчезновения и за исключением каких-то неправовых методов, остановить данный процесс будет очень трудно — у ижоры нет ни одной деревни/хутора свыше 50 человек, где бы они составляли большинство и могли закрепиться. Сегодня это маленький народ численностью в 200 человек. При этом, средний возраст их очень высокий, владеющих языком по переписи — около половины, по факту думаю, что ещё меньше. По исследованиям, на каждую деревню, где они есть приходится по 2-3 реальных носителя. Так или иначе, всю основную информацию я подчерпнул отсюда и отсюда.

Теперь перейдём к финнам. Как и в случае с турками и турками-месхетинцами, не все финны —  финны-ингерманландцы. Но т.к. жители исторического региона Ингерманландия это абсолютное большинство всех финнов и в переписи нет разделения (а если бы и было, была бы та же путаница, что и с турками в переписи, подробнее об этом здесь), то считать их не то что нужно, можно только вместе.

Как видно, большинство по долям (и по численности тоже), приходится не на Ингрию, а на Карелию. Исторически же это было ижоро-водско-карельское население территории, почти соответствующей современной Ленинградской области. Жили там и обыкновенные финны, столетиями находящиеся в подчинении Новгорода. Ничего не менялось до прихода шведов, их политика была нацелена на более плотное заселение этих земель и можно сказать, что на 17 век эта территория была более заселена скорее приезжими финнами, чем иными финскими народами и русскими. Изменения начались с возвращением России. Их могло бы и не быть, если бы Пётр I перенёс столицу в Ревель (Таллин).

Карта приходов церкви Ингрии, примерно показывающая историческую территорию Ингерманландии
Карта приходов церкви Ингрии, примерно показывающая историческую территорию Ингерманландии

Но случилось как случилось, что не могло не ударить по этносоставу этой территории. Уже в середине 19 века начинается стихийное переселение из Ингерманландии, основная часть уезжала в контролируемую Россией под большой автономией Финляндию. Некоторые из них пользовались определёнными льготами и переселялись на Кольский полуостров, благодаря чему на начало 20 века финнов там уже было более 10% (до 1,5 тыс.). Что от них осталось — 200 человек, расселённые по всему полуострову.

Финны-ингерманландцы на общем сходе финно-угорских народов
Финны-ингерманландцы на общем сходе финно-угорских народов

Не смотря на это, на момент образования СССР, в Ингрии жило более 150 тысяч финнов. К тому же к ним прибавилось несколько тысяч красных финнов, бежавших в результате поражения красной революции в Финляндии.  Ингерманландцы и сами были не прочь жить отдельно, образовав вроде как советскую республику, но независимую от Советской России и Финляндии. Уже тогда отмечалась большая разница между бежавшими финнами и жившими на этой земле более двух веков. Так или иначе, положение такого этнобаланса продолжилось недолго и постепенно началась миграция. А уж ввиду последующих событий, она быстро возымела массовый характер.

Динамика численности финнов в России
Динамика численности финнов в России

Именно волны репрессий и создали сегодняшнее положение, при котором ингерманландцев стало больше в Карелии, но в целом их численность упала в разы. Выделяют пять волн:

  1. 30-ые годы, сопротивление коллективизации. Более 5 тысяч семей Ленинградской области были сосланы на Кольский полуостров. Естественно, там были и русские, но долю переселённых тогда не вели. Известно только что в целом около 13% населения Ленинградской области покинуло свою землю.
  2. Продолжение переселения «кулацких и антисоветских элементов» из приграничных с Финляндией территорий. Вот уже там жили преимущественно финны, примерная оценка переселённых — 20-25 тысяч человек (что примерно соответствует по численности тем же 5 тысячам семей из первой волны). Основные места переселения — Свердловская область, неожиданно Таджикистан и южный Казахстан.
  3. Репрессии 37-38 годов. Оценки очень разнятся, кого убили, а кого выслали, но известно что смертельных приговоров среди финнов было больше, чем многих других народов. Так или иначе, финское население по средним оценкам упало ещё на 30-40 тысяч человек. Тут уже и места ссылок были максимально разные, что-то выделить не получается.
  4. Переселения Великой Отечественной войны. Могло бы иметь характер полной депортации народа, но у Союза не было на это ни времени, ни ресурсов — успели переселить лишь 3 тысячи человек, остальные остались на оккупированной финнами Ингрии. Однако в последствии, количество переселенцев возросло до 40 тысяч, в основном в Сибирь, чаще всего — в Красноярский край. В итоге финнов в Ингрии практически не осталось. А тем, кто был депортирован, вернутся домой не дали. Именно тогда они и переселились в Карелию, количество соизмеряется несколькими десятками тысяч.
  5. Возвращение отправленных на принудительные работы немцами финнов. Как оказалось, Финляндия не имела никаких выражаемых интересов относительно этого населения, и его положение было на уровне любой другой оккупированной территории союза — голодное и тяжёлое. Как уже понятно, с другой стороны их тоже не особо ждали и поддерживали. В итоге их постигла та же участь — вернутся в Ингрию позволено не было и большая часть их была распределена в северо-западные области РСФСР. Интересно, что некоторые финны самовольно, нарушая установленный распорядок, возвращались в Ингерманландию, оценки доходят до 14 тысяч человек. Но их всё равно отправили туда, куда и хотели. Остались лишь те, кто отличился в войне на стороне советской армии и их родственники — около 5 тысяч человек.

В итоге при моих усреднённых оценках, около 60 тысяч финнов были переселены в Финляндию, примерно столько же было репрессировано и сослано в Сибирь и северо-запад РСФСР. Остальные же осели в Карелии и совсем небольшая часть осталась в Ингрии. В 1993 году финнов реабилитируют, но никаких законных методов возвращения своих домов не предоставят. Чуть раннее Финляндия дала возможность финнам вернутся домой, что коренные финны приняли неоднозначно. К тому моменту владеющих финским языком было очень мало, среди молодого поколения их не было, что не требовалось для возвращения, но в то же время имело массовый характер, определённая часть взяла русские имена и приняла православие. Определённый негативный фон удивил и самих ингерманландцев. И тем не менее, около 30 тысяч финн вернулись на историческую родину.

Динамика численности финнов в Ленинградской области
Динамика численности финнов в Ленинградской области

Как-то так. Что касается их самоопределения, этот вопрос остаётся дискуссионным. У ингерманландцев есть свой диалект финского языка (а как известно, там где диалект, легко может быть и отдельный язык). Причём, вопросом о самостоятельности этноса заинтересовались ещё в конце 19 века. Один из ингерманландских писателей и представителей интеллигенции писал, что «именно после поездки [в Финляндию] мои глаза открылись, и я увидел, что никакие мы не финны. Мы живём на границе двух миров, между Востоком и Западом, и потому в каждом из нас сидит как финн, так и русский. Мы ещё почитаем старинные финские ценности,.. мы честны, мы не обманываем, не воруем, никогда не берём взяток и так далее, но всё остальное в нас — русское», что уже указывает на определённую периферийность. 

Динамика численности финнов в Санкт-Петербурге
Динамика численности финнов в Санкт-Петербурге

Как мне видится этот вопрос, если в наших интересах сохранение этнических групп и их культуры, у ингерманландцев достаточно для этого оснований и это стратегически правильно. Ведь если они финны — тогда у них всегда будет возникать вопрос, где их родина — в России или Финляндии. Наличие своего диалекта, оторванность от остальных финнов, своеобразие в фольклоре, кухне, даже в лютеранство привнесены определённые традиции русского православия — этого вполне достаточно, было бы самосознание.

Динамика численности финнов в Карелии
Динамика численности финнов в Карелии

Интересно, что Ингрия обросла кучей поклонников, не имеющих к ней практически никакого отношения. В свою время можно было даже услышать об т.н. «ингерманландском сепаратизме», который по сути как термин был спровоцирован русскими Ленинградской области, поскольку у финнов на подобное попросту нет людских ресурсов. По сути это был один из вариантов политической протестной активности с акцентом на определённую культуризацию региона. Сегодня об этом, как и о протестной активности в целом говорить не приходится.

Бонусом — динамика численности финнов в Эстонии
Бонусом — динамика численности финнов в Эстонии

Ни финских, ни уж тем более ижорских школ у нас нет и не было уже после Великой Отечественной войны.

Подписывайтесь на мой телеграм-канал, чтобы ничего не пропустить.

Спасибо

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic