kaptbl

Categories:

Карты СФО, часть 9: чуваши, шорцы

Идя дальше по численности и минуя совсем размытых повсюду белорусов и узбеков, приходим к чувашам. На 2010 год чувашей было чуть более 40 тысяч, однако расселены они в ряде мест очень компактно. А именно, вот так:

Отдалённо, расселение напоминает татарское (за исключением сибирско-татарской части), население размеренно расселено в условной центральной части округа в разных пропорциях, которые ниже татарских, что не удивительно, чувашей в несколько раз меньше.

Первые чуваши в Сибири могли появится ещё в казачьих походах Ермака. Но если говорить об их массовом появлении, то тут, как уже упоминалось в контексте татар, большое значение оказала Столыпинская реформа, а также отходничество с последующим оседанием на местах работы. Последующие переселения имели куда меньшие масштабы, связанные с голодом 20-ых, индустриализацией и другими факторами

Не смотря на высокую долю смешанных браков, численность чувашей оставалась достаточно уверенной и стабильной до распада СССР. Сейчас же, население чувашей только в Красноярском крае упало более чем в 2 раза. Но пойдём с запада на восток.

В Омской области в самом большом сельском поселении Большеуковского района с чувашами — Листвяжинском — всего 15 чуваш, просто малонаселённая территория(1). Зато по аналогии в Курганском сельском поселении Муромцевского района есть моночувашское село Казанка, которое было средненьким селом в 200 человек, сейчас же там чуть больше 20 человек(2). В Усть-Тарском сельском поселении Тарского района есть село Машканка, где на 100 человек чувашей и русских пополам(3). Но это село уже основано советскими чувашами в 1927 году. Такое же, но совсем маленькое село есть в Никольском сельском поселении Усть-Ишимовского районаЕкатериновка, чувашей и русских пополам, но там всего 30 человек(4). Итого, на всю область только у Машканки есть шанс как то выжить и сохранить чувашскую диаспору в Омске.

На западе Новосибирской области в Кыштовском районе, находится крупнейшее по долям чувашское сельское поселение области — Большереченское, 22%(5). Однако в составе его центральное село, где чувашей уже меньше, поскольку есть второе микросело из 18 человек, все из которых — чуваши (Новониколаевка). В центральном же абсолютно преобладают русские. Два сельских поселения в Северном районе уже не могут похвастаться ни одним районам с огромным чувашским присутствием(6). Тоже самое и во всех сельских поселениях Томской области.

Уже на Кузбассе вновь есть чувашко-русские сёла. Например, деревня Терехино Соломинского сельского поселения Топкинского района(7). Такой же посёлок Чапаевский и Пушкино в Прокопьевском районе(8), причём в Пушкино чувашей намного больше (65%). В целом, везде так или иначе проскакивает значительная чувашская диаспора (больше 20%), но доля её падает в связи с ассимиляцией.

В Хакассии есть только одно село с чувашским доминированием — аал Тутатчиков Доможаковского сельского поселения Усть-Абаканского района(9). Но и в центре поселения, аале Доможаков чувашей более 30%. Интересно село тем, что туда чуваши попали лишь в 50-ых в результате организованного переселения.

А вот дальше мы попадаем в Красноярский край. Там сёл с чувашким присутствием уже десятки. Но выделяются сильнее всего в крае (и в округе в целом) два места. Первое — Покровское сельское поселение Абанского района(10). В нём расположено несколько сёл, равных по населению, где чувашей и русских также пополам, где-то одних больше, где-то других. Объединяет их и уже вышеупомянутое ослабление — почти все сёла имели несколько сотен человек населения ещё в 20-ых, сегодня же ни одно из них не пробивает и сотню. Ну и второе — Александровское сельское поселение Казачинского района(11). Тут чувашей почти 70% и они доминируют почти во всех сёлах, являясь хоть и не численной, но долевой столицей сибирских чувашей. Естественно, на уровне областей больше всего чувашей сосредоточено в областных центрах.

Дальше, в Иркутской области примерно аналогичная с остальными областями ситуация — чуваши есть, но их мало и нигде они по факту не доминируют, а значит и ассимилируются в перспективе нескольких десятилетий, если данные сёла вообще будут жить.

Что-то особое рассказать об образовании и культуре данных чуваш трудно. Их позиции ещё тяжелее, поскольку на них не обращают внимания, ведь есть куда более большая диаспора исторических чуваш в Татарстане, работой и защитой которой чуваши обеспокоены куда серьёзнее.

Поскольку последующие  народы становятся совсем маленькими и региональными, я решил рассмотреть их также здесь. Один из достаточно крупных из них, это шорцы:

Не смотря на то, что шорцев в три с лишним раза меньше чувашей, чувствуют они себя куда увереннее. У них один, компактный ареал обитания между Хакасией и Кузбассом, где они коренной народ, обладающий плеядой своих, мононаселённых сёл, что помогает им сохранять определённые позиции языка и удерживать определённое культурное поле.

Как считается, шорцы сформировались в процессе смешения местных племён, преимущественно кетов, и тюрок. К моменту прихода русских на эти земли, шорцев называли кузнецкими татарами, что было нормально для того времени, когда татарами называлась большая часть тюрок, отличали их лишь по прилагательному, характеризующему географию или иные особенности этногруппы. В данном случае, среди шорцев было много кузнецов, добывавших и плавивших железную руду.

Флаг шорцев, разработанный в 2005 году. Фигурирует также вариант без чёрных узоров
Флаг шорцев, разработанный в 2005 году. Фигурирует также вариант без чёрных узоров

Только в 19 веке часть шорцев создаст ряд своих сёл в Хакасии, сформировав диаспору, сохранившуюся до сегодняшнего дня. В советское время однако в автономию шорцев они не попали, она занимала лишь ряд территорий Кемеровской области с центом в городе Мыски, схему которых к сожалению мне найти не удалось. В 1939 году в рамках сворачивания коренизации автономию упразднили и с тех пор шорцы живут без неё.

Не смотря на то, что сельские поселения с большинством шорцев есть только в Таштагольском районе и Междуреченском городском округе, сёла их разбросаны несколько дальше. Они есть на территории городского округа Мыски, в Хакасии сёла можно с шорцами можно увидеть здесь (там же можно увидеть то самое единственное чувашское село). В целом же, как в случае с чувашами, огромная часть шорцев живут с русскими в крупных городах. Самый большой населённый пункт с шорским большинством — посёлок Ключевой (300 человек, из которых шорцев — 180).

Шорцы в национальных костюмах
Шорцы в национальных костюмах

Язык шорцев, как и происхождение, являются чем то средним между хакасами и алтайцами. В зависимости от диалекта, в  языковом плане шорцы могут быть ближе как к одним, так и к другим, в зависимости от села, антропологически и культурно — тоже самое.

Из-за того, что шорские деревни очень маленькие и многие школьники ездят учиться в более крупные, где живут русские, шорцы практические не имеют шанса изучать родной язык. Изучение языка было свёрнуто ещё во времена упразднения автономии, и только год назад был издан квалифицированный учебник шорского языка.

Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию.

Спасибо


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic