kaptbl

Categories:

Карты СФО, часть 10: эвенки

Как многие помнят, раньше субъектов в России было больше. Это зачастую заметно даже сегодня, если смотреть какой-нибудь видеоролик с административной картой России, туда часто попадают уже более десяти лет как несуществующие субъекты. Одним из таких был Эвенкийский автономный округ, создававшийся как автономия для эвенков.

Как видно, эвенки обитают далеко не только на территории нынешнего Эвенкийского района Красноярского края,но обо всём по порядку. С эвенками Русское царство встретилось в 17 веке, но не там, а неподалёку от реки Ангары. Одним из влиятельнейших князей тунгусов был Гантимур. По историческим сводкам, он должен разграбить и уничтожить одно из поселений русских на Амуре, но увидев их быт, проникся им и перешёл в русское подданство и получил титул князя в 1686 году, что условно считается датой присоединения эвенков к России, хоть и Гантимур (в последствии также крещённый как Пётр) не был единым правителем всех тунгусов.

Тогда ещё не было должного исследования и не было понятно, какие территории занимают тунгусы. Как видно теперь на карте, эвенки за исключением парочки сельских поселений занимают весь Эвенкийский район. При этом русские, в большинстве своём живя в Туре и других, самых крупных населённых пунктах, составляют более 60% населения района (эвенки — чуть более 20%).

Тура. Замечательное положение, но ужасное положение
Тура. Замечательное положение, но ужасное положение

Помимо этого, существенная доля есть в межселённой территории Туруханского района. Там их всего 100 человек, большая часть которых живёт и составляет большинство в посёлке Советская речка. Посёлок находится в труднодоступной местности, но при этом обладает некоторыми базовыми объектами инфраструктуры, вроде школы и магазина. Это самый западный эвенкийский посёлок, что не изменило его быт, в центре которого остался полукочевой образ жизни. Самым же северным посёлком является упомянутый в статье о долганах Хантайское Озеро, где с долганами эвенки живут примерно пополам.

Национальный флаг эвенков, продемонстрированный на торжественной церемонии открытия Межрегионального центра культуры и языка эвенкийского народа в селе Иенгра 19 июня 2011 года
Национальный флаг эвенков, продемонстрированный на торжественной церемонии открытия Межрегионального центра культуры и языка эвенкийского народа в селе Иенгра 19 июня 2011 года

Спускаясь дальше, переходим в Иркутскую область. В граничащем с Эвенкийским районом Катангском районе эвенки практически во всех населённых пунктах живут с русскими, составляющими там большинство, за исключением совсем маленьких сёл Тетея и Хамакар (по 30 и 70 человек соответственно). В советское время район считался также эвенкийским национальным.

Герб Эвенкийского автономного округа, затем — Эвенкийского района Красноярского края
Герб Эвенкийского автономного округа, затем — Эвенкийского района Красноярского края

Спускаясь южнее, видно довольно изолированное от остальных Вершино-Тутурское сельское поселение Качугского района, где эвенки составляют абсолютное большинство. Ничего особенного тут нет, до прихода русских эвенки хоть и совсем малочисленно, но занимали как единственный этнос все окружающие просторы, начиная с северной половины Байкала и выше. Естественно, не имея своих населённых пунктов, большая часть эвенков была ассимилирована, но эти на территории Иркутской области остались, став единственным эвенкийским сельским поселением.

Флаг Эвенкийского автономного округа, затем — Эвенкийского района Красноярского края
Флаг Эвенкийского автономного округа, затем — Эвенкийского района Красноярского края

Ещё более изолированным является Мылинское сельское поселение Закаменского района Бурятии. Более того, эвенки, живущие там — это т. н. хамниганы — довольно смешанная этническая группа, говорящая уже на своеобразном диалекте монгольской языковой группы с сохранением определённого маленького пласта тунгусской лексики. По религии эвенки бывают самые разные, и православные, и шаманисты, но именно здесь — буддисты. Интересно, что в Бурятии хамниганов фиксируют в переписях как эвенков, а в Забайкальском крае — как бурятов. Странно, что их не признали ввиду самобытности отдельным этносом, но признали сойотов. Возможно, дело в том, что сойоты все живут в одном районе, в то время как этот народ разбит на два субъекта и огромные расстояния. Кстати, на монгольском называют эвенков именно хамниганами.

Субурган, Мыла, Бурятия
Субурган, Мыла, Бурятия

Возвращаясь на север Бурятии и Забайкальского края, видны остатки неассимилированных русскими эвенков. Большой вопрос, почему эти территории достались бурятам, которые даже спустя почти столетие так и не стали иметь там существенной доли. Но ситуация даже на сегодня такова, что даже строительство БАМа не свело на нет эвенкийское присутствие. Но если говорить о эвенкийски деревнях с эвенками в 70% и выше, таких в Бурятии уже нет и практически такая же ситуация в Забайкалье.

Туринский Троицкий храм
Туринский Троицкий храм

На самом деле, очень тяжело описывать ареал в округе, когда он практически по всей его восточной границе разорван с эвенками Дальнего Востока. Эвенки Эвенкийского района имеют прямое географическое слияние с эвенками Якутии, а южные эвенки — лишь отдельными сёлами, окружённые русскими — с эвенками на севере Амурской области и дальше, до Охотского моря. Но пока так.

Эвенки в национальной одежде
Эвенки в национальной одежде

Поговорим об образовании и языке. В Эвенкийском районе из 23 школ 14 преподают эвенкийский на уровне предмета. Т. е. примерно везде, где проживают эвенки, есть возможность учить язык. Другое дело, что эвенки — народ сильно русифицированный (по переписи 2010 года языком владеет примерно 1/3 населения), и если в моноэвенкийских сёлах, где эвенкийский активен в обиходе, этого достаточно, то в смешанных, как это часто бывает — не очень. Так или иначе, для меня наличие стольких школ с преподаванием языка было удивлением. В Бурятии таких школ 5, хотя в соответствии с населением (именно по численности детей, а не мотивации и просьбам), таких школ должно было бы быть больше. В Катангском районе а также в эвенкийском сельском поселении Качугского района также начали с недавних пор преподавать язык. В Забайкальском крае с этим тяжелее, там население уже практически не владеет языком, а без потребности и школ с национальным языком обучения, овладеть языком невозможно.

Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию.

Спасибо


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic