kaptbl

Categories:

Карты СФО, часть 12: остальные тюрки (чулымцы, тофалары, телеуты, кумандинцы) + чуток по остальным

Заключительная часть по округу. Пожалуй, в плане информативности это была одна из самых тяжёлых серий. Ведь народов, находящихся на территории округа на своей исторической территории проживания куда больше чем тех, кто попал на общую этнокарту

Не говоря уж о тех особенностях, которые не ожидаешь ни при каких обстоятельствах. С них и начнём:

  1. Сразу джекпот — Нижнечуманское сельское поселение Баевского района Алтайского края. Здесь есть село Покровка, где на 250 человек приходится 150 русских и 100 дунган. В перспективе велика вероятность, что будет постепенный отток русских и рост дунган за счёт их высокой фертильности. Здесь же есть посёлок Рыбные Борки, который хоть и маленький, зато цыганский — 30 цыган из 50 человек. Такие посёлки обычно имеют плачевные перспективы на рост, но т. к. у цыган также довольно высокая рождаемость, стоит в перспективе ожидать здесь самый восточный цыганский посёлок России.
  2. Октябрьское сельское поселение Кулундинского района того же края. Тут есть такой же посёлок в пол сотни Эстлань, где большинство составляют таджики. Та же ситуация, та же высокая рождаемость.
  3. Тельминское городское поселение Усольского района Иркутской области. Такой же посёлок в пол сотни Ершовка, где относительное большинство составляют киргизы. Повтор прогноза выше.
  4. Шаралдайское сельское поселение Боханского района, та же область. Здесь одно из моих самых интересных открытий — деревня Вершина. В ней с большой русской долей, но с абсолютным большинством живут поляки, пережившие все волны репрессий и ассимиляций, пришедшие сюда по уже не раз упомянутой Столыпинской реформе. К сожалению, перспективы других открытий полякам не светят, село потихоньку опустевает, но пока ещё живое, три сотни человек в общей сумме. Там же рядом есть деревня Нашата, где русских уже больше, но поляков всё ещё не мало — 35%.
  5. Моторское сельское поселение Каратузского района Красноярского края. Здесь есть сёла Верхняя и Нижняя Буланка. В обоих русских больше, но практически столько же эстонцев и латышей, эстонцы в Верхней, латыши — в Нижней.
  6. А вот в Черемушкинском сельском поселении того же района и края есть деревня Верхний Суэтук из 150 человек, где у эстонцев уже больше сотни. Изначально, село было финским, созданное ссыльными. В дальнейшем его пополнили прибалты, из которых эстонцев было больше остальных, и если финны преимущественно разъехались, то эстонцы закрепились надолго.  Учитывая экономическое положение, даже такое численное преимущество не даёт положительный прогноз выживания селу, но у него и у Вершины с поляками больше всего шансов на сохранение уникального исторического наследия. Тем более, что правительства Эстонии и Польши в определённой степени работают над этим, поставляя литературу и прочие пособия.
  7. Имбежское и Партизанское сельские поселение Партизанского района того же края. Здесь также осталось значительное эстонское присутствие. В маленькой деревне Булатновка их большинство, а в деревнях Крестьянское и Хайдак — почти столько же, сколько и русских.
  8. Шипицынское сельское поселение Венгеровского района Новосибирской области. Тут есть село-стольник Тимофеевка, чуть менее половины которого населяют латыши.
  9. Березовское сельское поселение Кыштовского района той же области. Там деревня-стольник Николаевка, абсолютное большинство населения — эстонцы.
  10. Вольновское сельское поселение Полтавского района Омской области. Тут есть деревня Бородинка, где чуть меньше, чем русских, курдов. Учитывая их рождаемость, думаю что они с русскими поменялись местами. В таком случае это село будет самым восточным курдским селом.
  11. Новоуйское сельское поселение Седельниковского района той же области. Тут эстонцы составляют абсолютное большинство в маленьких деревнях Лилейка и Эстонка.
  12. Вершино-Шахтаминское сельское поселение Шелопугинского района Забайкальского края. Тут есть село Средняя Шахтама, где украинцев чуть меньше, чем русских.
Деревянный костёл в селе Вершина
Деревянный костёл в селе Вершина

И это лишь верхушка айсберга. Я не стал упоминать поселения народов, обзор по которым был отдельно (за исключением украинцев), но они там не упоминались. Так можно увязнуть очень глубоко, учитывая размах татарских, и бурятских сёл, где скажем на сельское поселение в 1000 человек приходится 100 бурятов, живущих в своём селе. В итоге по сельскому поселению их всего 10%, но они не подвергнуться ассимиляции и соответственно процент в межпереписной период значительно не изменится, это важно понимать. 

Верхний Суэтук с отремонтированной лютеранской церковью.
Верхний Суэтук с отремонтированной лютеранской церковью.

Как видно, весомую долю повествования составили эстонцы, чего явно не подразумевалось изначально. Для меня лично это было большой неожиданностью, т. к. даже немцы не могут похвастаться значительным числом мест со своим большинством, а их в Сибири в десятки, если не в сотни раз больше. Естественно я не брал в расчёт сёла в 10 человек, которые абсолютно бесперспективные и скорее всего сегодня опустели.

Итак, чулымцы. О чулымцах я упоминал ещё в статье по хакасам, поскольку они их ближайшие родственники и в местах их проживания из-за сложностей самоопределения этносов, живёт не малая доля хакасов. Чулымцы получили своё имя в честь реки Чулым, на которой находились и находятся все их поселения. Их долгое время считали хакасами, из-за чего оценки их численности очень менялись, но если в имперское время их насчитывали несколько тысяч, а сегодня их всего три сотни. В советское время чулымцев причисляли к хакасам, однако по данным 1986 года больше половины опрошенных чулымцев считали себя отдельным народом и только 10 % из них полагали, что они составляют с хакасами один народ, что и привело со временем к их «разводу».

Не смотря на визуал, большая часть чулымцев живёт в Томской области, половина — именно в Тегульдетском сельском поселении, в большом селе Тегульдет, где их всего 3%. Поэтому условной столицей можно назвать именно деревню Пасечное, которая находится Чиндатском сельском поселении Красноярского края и где живёт треть чулымцев, составляющих подавляющее большинство деревни. Остальные пятьдесят находятся в Чиндате и сёлах Белоярского сельского поселения Томской области, где в деревне Новошумилово вместе с хакасами они составляют половину населения.

Чулымцы, предположительно Тегульдет
Чулымцы, предположительно Тегульдет

Чулымским языком владеет лишь каждый шестой чулымец. Оно и не удивительно, ведь язык в советское время не преподавался и был бесписьменным до 2017 года. В 2019 был кружок языка вне школы, однако большой успех не имел. Это не значит, что положение дел не изменится, но пока оно такое и по сравнению с ранними годами, дело немного двигается.

С тофаларами (они же карагасы) всё несколько проще. Они все живут в одном субъекте и районе — Иркутская область, Нижнеудинский район. На его юге располагаются крупные по площади сельские поселения, состоящие из одного населённого пункта — Верхнегутарское и Нерхинское, где тофалары составляют абсолютное большинство. А в одноимённом Тофаларском сельском поселении тофалар несколько меньше, чем русских. В целом их расположение не поменялось — они живут в историческом регионе Тофалария. В населённые пункты их согнала советская власть, а т. к. народ довольно маленький, не удивительно, что на такие просторы получилось всего три маленьких села.

Алыгжер
Алыгжер

Такая же ситуация обстоит и с языком, тофаларским владеет примерно 15% тофаларов. Но в отличии от тех же чулымцев, тофалар больше, а письменность была разработана в конце 80-ых. В одном из сёл в школе преподают тофаларский в начальных классах.

Тофалары
Тофалары

Раннее даже существовал Тофаларский национальный район с теми же тремя населёнными пунктами и территорией. Вообще в Иркутской области ещё в советское время можно было провести территориальную реформу, поскольку в среднем районы имеют население в 20-30 тысяч человек, в то время как в Новгородской области, например, этот показатель куда ниже. В таком случае и Тофаларский район вполне бы мог существовать, ведь районы с парой тысяч населения также есть у обоих субъектов.

Как видно (если не видно, смотрим на Кузбасс), телеуты также живут компактно. Их несколько тысяч, расположены они в Кемеровской области. Весомая часть живёт живёт в крупных городах. Однако больше всего телеутов живёт в Бековском сельском поселении Беловского района. В самом Беково их несколько меньше, чем русских, а вот в сёлах Верховская и Челухоево — абсолютное большинство. 

Телеуты
Телеуты

В Челухоево при этом живёт больше всего телеутов из общей суммы — каждый пятый. В соседнем Гурьевском районе в Раздольном сельском поселении есть деревня с абсолютным большинством Шанда и относительным — разъезд 20 км, так и называется.

По своей культуре и языку, телеуты близки хакасам и алтайцам. Но по классификации, телеуты являются отдельным этносом, а язык — наречием южноалтайского либо отдельным языком. Которым владеет куда большая часть телеутов — более трети. В школах сёл язык преподаётся как предмет факультативно.

Кумандинцев несколько больше, чем телеутов, однако им с этногеографией не повезло совсем. Расположившись на территории трёх регионов, на Кузбассе они расселены по крупным городам, на Алтае — в в крупных городах и ряде маленьких посёлков. В Бийске например их каждый пятый от общего числа этноса, что дало процент в одном из районов. Остальные расположились в посёлках вместе с русскими. 

И получилось так, что самым большим населённым пунктом для трёхтысячного народа с его большинством, является село Санькин Аил Тондошенского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай, население которого около сотни человек. В Озеро-Куреевском сельском поселении того же района есть также маленькое село в пол сотни Шунарак с кумандинским большинством. И это всё.

По переписи 1926 года их было 6 тысяч, но затем, вплоть до распада Союза, они считались частью алтайцев, что не могло не сыграть на их спящем самосознании и частично ассимилировать. До сих пор идут споры как по этому поводу, так и по поводу языка, который как и у телеутов, считается диалектом, но уже североалтайского языка. Из-за этого естественно обучение на диалекте невозможно, а североалтайский считается достаточно обособленным для них. Однако по переписи, языком владеет каждый четвёртый.

Таким образом вырисовывается такая картина. Виден почти единый пласт тюрок в Тыве, Алтае, Хакасии, Кузбассе за счёт шорцев и Иркутской области за счёт тофалар. Также видно сплетение чуваш и татар в центре Красноярского края.

На этом с Сибирью мы закончим и пойдём дальше на восток...

Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию.

Спасибо

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic